Плеяда большого количества украинских писателей-юмористов странным образом так или иначе связана с Харьковом. Достаточно вспомнить жизненный путь Григория Сковороды, который в своих баснях дал новую жизнь понятию украинской юмористической традиции, или всем известные улыбки Остапа Вишни и сразу становится понятно — годы жизни в Харькове натолкнули этих мастеров слова на создание настоящих шедевров в жанре комедии. Далее на kharkovskiye.info.
Весомый вклад в развитие юмористической литературы внес и Юрий Вухналь — писатель родом из Харьковщины. Его произведения уже на протяжении многих лет позволяют читателям отдохнуть от обыденности, лучше познать историю и культуру нашего народа, а также, безусловно, обогатить свой словарный запас.
Биография Юрия Вухналя

Под литературным псевдонимом Юрий Вухналь писал Ковтун Иван Дмитриевич. Родился писатель 5 октября 1906 года в селе Чернобаевка бывшего Изюмского совета. Его родители были простыми крестьянами. Окончив Купянскую гимназию, Юрий поступил на педагогические курсы имени Г. С. Сковороды в Харькове. После них мужчина продолжил обучение в Харьковском институте народного образования.
Уже в студенческие годы Юрий Вухналь писал и публиковал свои первые произведения в различных газетах: “Комсомолец Украины”, “Красный перец”, “Крестьянская правда” и других. Поскольку из-под пера писателя выходили исключительно юмористические произведения, фельетоны и сатирические очерки, его сразу начали сравнивать с Остапом Вишней. Так коллеги называли Юрия «комсомольским Остапом Вишней».
Юрий Вухналь активно участвовал в деятельности тогдашних литературных организаций. Был членом Всеукраинского союза украинских пролетарских писателей, союзов “Плуг” и “Молодняк”.
Поскольку героями произведений писателя-юмориста часто выступали комсомольцы, изображенные не в лучшем свете, реакция тогдашней власти на подобную дерзость была быстрой и жестокой. В ноябре 1936 года дом Юрия Вухналя обыскали сотрудники НКВД. Итог их проверки был едва ли не самым страшным приговором того времени: писателя обвинили в подготовке терактов против руководителей ВКП(б) и правительства СССР. Его общественную деятельность классифицировали как участие в террористической националистической организации. Юрий Вухналь и его единомышленники приложили немало усилий, чтобы опровергнуть приговор, однако, к сожалению, безрезультатно. 15 июля 1937 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР выполнила свой приговор. Юрий Вухналь был расстрелян. До последних секунд своей жизни писатель отрицал предъявленные ему обвинения.
Прошло много лет, однако память и уважение к юмористу жили в сердцах его коллег. 4 ноября 1958 года при содействии Максима Рыльского и Николая Бажана уголовное дело в отношении Юрия Вухналя было отменено из-за отсутствия состава преступления, однако ничто уже не могло вернуть юмориста к жизни. Официально его фигура была реабилитирована посмертно.
Творческое наследие писателя-юмориста

Талантом Юрия Вухналя восхищались все без исключения. В кругу самых популярных писателей-сатириков того времени его уважали и признавали одним из лучших.
Усилия писателя сразу узнавали по почти незаметной иронической манере изложения, легким и остроумным юмором, вниманием к деталям и нестандартным комизмом событий. Часто главными героями его произведений становились прообразы представителей власти того времени, взятые из реальной жизни. Так восхищение у читателей вызвал рассказ «Жизнь и деятельность Федька Гуски», в которой писатель высмеял горе-комсомольца Федька. Не менее популярными стали и другие сборники юморесок:
- «Красные ростки» (1925);
- «Искренний украинец» (1929);
- «Люди у моря» (1931);
- «Товарищ и товарищи» (1926);
- «Начинающий» (1928) и другие.
Из-под пера Юрия Вухналя вышло и несколько романов: “Юнг-бунд” (1931), “Ястребы” (1928) и “Азиатский аэролит” (1931).
Харьковский дом писателей «Слово»

В конце 1920 года в Харькове по адресу улица Культуры, 9 (бывшая — улица Красных Писателей, 5) за средства кооператива литераторов было построено сооружение, в котором получили жилье писатели того времени. Само здание имеет шесть этажей, 63 квартиры и спроектировано в символической букве «С». Руководил процессом строительства Харьковского дома «Слово» архитектор Михаил Дашкевич.
Владельцами квартир в многоэтажке стали известные литераторы и деятели искусств: Остап Вишня, Владимир Сосюра, Павел Тычина, Наталья Ужвий, Лесь Курбас и другие. А также и Юрий Вухналь. Это событие было знаковым для мужчины, родом из простой крестьянской семьи на Харьковщине.
Юрий Вухналь не мог насладиться своими достижениями и деятельностью. Соседи и друзья обожали писателя, предсказывали ему дальнейшее творческое развитие. Он знал об уникальных секретах юмора и планировал и дальше продвигать сатиру в украинской литературе. Однако страшные времена Великого сталинского террора оставили фигуру писателя среди многих других жертв расстрелянного возрождения.
В настоящее время российские репрессии против нашего народа и культуры продолжаются. После начала полномасштабного вторжения Харьковский дом “Слово” был частично разрушен в результате обстрелов. К счастью, жители дома писателей на этот раз не пострадали, однако некоторые окна и стены все же нуждаются в восстановлении. Не смог стоять в стороне от этого события современный харьковский писатель и музыкант Сергей Жадан. Он отметил, что совершенно не удивлен подобным варварствам со стороны россиян, ведь они всегда уничтожали нашу культуру. Однако харьковчанин уверен, что в этот раз горожане уже не допустят подобного издевательства над деятелями культуры, а само здание будет восстановлено в кратчайшие сроки.
Юрий Вухналь и другие жертвы сталинских репрессий

1933 годом датировано начало сталинских репрессий против украинских культурных деятелей. Смерть в 1937 году Юрия Вухналя, к сожалению, была не первой и не последней в этом длинном списке, годами пополняемом советской властью.
Началось все с ареста одного из жителей дома «Слово» Михаила Ялового, которого после многих лет допросов расстреляли в урочище Сандармох. Другом Ялового был известный писатель Николай Хвылевой. В своей предсмертной записке Хвылевой написал, что убийство Ялового стало началом геноцида для творческих фигур.
Следующей жертвой стал Остап Вишня. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, а также приговорили к смертной казни. Однако впоследствии ее заменили десятилетним заключением. За это время Остап Вишня тяжело работал, был фельдшером на базе лагеря. Однако даже в таких условиях писатель находил возможность писать хотя бы небольшие рассказы об условиях жизни заключенных. Предотвратить расстрел юмориста помог Александр Довженко. Писателю удалось заверить Никиту Хрущева, тогдашнего секретаря ЦК КП(б)У, получить от Сталина разрешение на увольнение Остапа Вишни. Его хотели оставить работать на советские власти и продвигать нужную им пропаганду. Кроме того, как и Юрию Вухналю, Остапу Вишне очень помогал Максим Рыльский. Когда в 1943 году писателя-юмориста уволили, Рыльский нашел ему жилье, затем организовал переезд в Киев. Там Остап Вишня получил квартиру и возобновил профессиональную деятельность в журнале «Перец».